// Жгущая 20-ка

Что нужно знать водителю о парковке и блокировании колес

Тариф за парковку – 1,57 гривен в час

Будущих владельцев автомобилей сегодня, похоже, не пугают ни взлетевшие штрафы за нарушение ПДД, ни неустойчивая цена на горючее, ни отсутствие качественного дорожного покрытия – число авто постоянно увеличивается.

Отдельная проблема в Киеве – успешная парковка. Предоставлением услуг, которые касаются парковки, занимается коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис», которое решением Киевсовета от 26 июня 2007 г. № 930/1591 определено как единственный оператор по паркованию транспортных средств и наделено «исключительным правом взимания парковочного сбора». Однако качество его деятельности автовладельцы подвергают большому сомнению. В частности, возникает масса неразрешенных вопросов: что входит в стоимость услуги на парковку и почему она различается в разных районах города, откуда у этого предприятия права на территорию, где размещаются парковочные места, стоит ли платить, если отсутствует разметка и какие-либо обозначения о границах парковки. Вышесказанное ярко иллюстрирует фраза Ирэны Кильчицкой, сказанная нею полтора года назад в качестве куратора транспортной сферы в Киеве в ответ на вопрос одного из журналистов о принципе формирования расценок на парковку в Киеве: «Можете считать, что тарифы на парковку взяты из головы».

Сегодня парковка в разных районах Киева стоит 5, 7 и 10 гривен. Почему именно такие цифры – неясно. Чем отличается стоимость дорожной разметки, работа парковщика и затраты на изготовление парковочных талонов на Крещатике и на Борщаговке? При одинаковой себестоимости парковки в разных районах города цена все же разная. За какие же именно услуги платят водители, протягивая деньги парковщику?

На вопрос, обоснован ли экономически этот тариф, отвечает факт, что Государственная инспекция по контролю за ценами в г. Киеве «оштрафовала» «Киевтранспарксервис» в сентябре 2009 г. на 43 588 тысяч гривен. Госинспекция подсчитала, что с октября 2008 г. по октябрь 2009 г. КП «Киевтранспарксервис» официально получило объем необоснованной выручки в размере 14 529 тысяч гривен. В качестве наказания инспекция предъявила «Киевтранспарксервис» штрафные требования в размере 29 миллионов 58 тысяч гривен. КП отказалось уплатить указанную сумму в Госбюджет, что повлекло обращение в суд для взыскания этих средств в принудительном порядке. 27 апреля в Окружном административном суде г. Киева состоится первое слушание по этому делу.

В претензии Государственной инспекции указано, что КП «Киевтранспарксервис» допустило нарушение требований раздела VI Правил паркования транспортных средств в г. Киеве, утвержденных решением Киевсовета от 26 марта 2002 г. № 47/207, и этот факт подтверждается соответствующим актом. Госинспекция указывает в своих требованиях на то, что на протяжении 2008–2009 гг. КП включило в механизм образования тарифов на парковку услуги, которые фактически не выполнены или выполнены не в полном объеме. Это и установление систем видеонаблюдения за парковочными площадками, и оборудование специальных площадок, и оформление технической документации относительно землеотвода. Кто из водителей видел на киевских парковках системы видеонаблюдения — вопрос еще тот, однако средства на эти цели заложены в парковочный тариф и собираются работниками предприятия.

За что же тогда «Киевтранспарсервис» собирает деньги с автолюбителей? В п. 30 «Правил парковки транспортных средств в Украине», утвержденных постановлением КМУ № 1342 от 3 декабря 2010 г., сказано следующее: «Во время парковки на площадке для платной парковки пользователь платит сбор за парковку, размер которого устанавливается органами местного самоуправления согласно закону, а также стоимость предоставления услуг по удержанию площадок для платной парковки». То есть водитель, покупая талон в центре города за 10 гривен, оплачивает две вещи: местный сбор за парковку (17 копеек — идут в бюджет города) и услуги по удержанию парковочных площадок (9 гривень 83 копейки идут в кассу «Киевтранспарсервиса»).

Сбор за парковку в размере 3% от одного минимума доходов (51 копейка) взимается только на специально оборудованных площадках, которые имеют отдельную территорию, шлагбаум и будку охранника. Но подавляющее большинство парковочных площадок в Киеве — это просто отрезки дороги, на которые часто даже разметки соответствующей нет. «Киевтранспарсервис» утверждает, что оно платит за час парковки 51 копейку местного парковочного сбора, а не 17 копеек. Руководство КП ссылается при этом на решение Киевсовета № 17/74 от 28 сентября 2006 г. Этим решением местный транспортный сбор был увеличен с 1% до 3% необлагаемого минимума доходов граждан за час парковки на всех парковочных площадках. Однако Декретом КМУ «О местных налогах и сборах» установлен предельный размер ставок местного сбора за парковку: «Ставка сбора за парковку автотранспорта устанавливается из расчета за один час парковки, ее предельный размер не должен превышать 3% необлагаемого минимума доходов граждан в специально оборудованных местах и 1% – в отведенных местах». Таким образом, решение Киевсовета противоречит правовому акту, который имеет высшую юридическую силу. Почему КП не обжаловало это решение – вопрос открытый.

Также в «Киевтранспарсервисе» утверждают, что услуги водителям все же предоставляются. В ответ на официальный запрос руководство КП сообщило, что в стоимость услуг по удержанию площадок входит зарплата персонала, обслуживание кассовых аппаратов, нанесение дорожной разметки, изготовление дорожных знаков, спецодежда для сотрудников, уборка мест парковки, коммунальные услуги, административные затраты. При этом, к сожалению, в официальном ответе руководство КП «Киевтранспарсервис» так и не сообщило, сколько же стоит предоставление каждой услуги из указанного перечня. Однако правозащитникам удалось получить служебный документ — внутреннюю калькуляцию затрат, из которой можно узнать, во сколько же обходится предоставление «Киевтранспарсервис» каждой из услуг. Как вытекает из этого документа, удержание 1 (одного) паркоместа в час обходится с учетом всех затрат «Киевтранспарксервиса» в 1 грн 57 копеек. Это при том, что большинство из перечисленных в Калькуляции услуг фактически не предоставляются. Например, нанесение разметки и уборка паркомест на протяжении зимы практически не осуществлялась. А зарплата парковщикам фактически уменьшена, и вместо обещанных 2500 грн. на руки работникам выдается лишь 400 грн. в месяц.

Но даже если прибавить к этой сумме еще 51 копейку сбора за парковку, то цифра увеличится до 2 грн. 08 коп., что все равно намного меньше, чем 5, 7 или 10 гривен, установленных за парковку тарифов.

Акцент

Куда уходят деньги водителей?

По подсчетам экспертов, приблизительная выручка «Киевтранспарксервиса» за год составляет 160 миллионов 171 тысяча 200 гривен. Официально же задекларированная сумма доходов КП «Киевтранспарсервис» намного меньше. Согласно Декларации за 2009 год, оно заработало 41 миллион 560 тысяч 519 гривен. При этом затраты предприятия за этот же период составили 37 миллион 641 тысяч 682 гривен, то есть свыше 90% полученных доходов предприятие израсходовало само на себя.

Сколько получил в результате бюджет города от работы данного КП? Городская община как владелец КП «Киевтранспарсервис» получила дивидендов на сумму 913 тыс. 798 грн. И 34 тысячи 694 грн. местного сбора за парковку. Итак, меньше миллиона гривен от деятельности предприятия, которое только официально собирает в год свыше 40 миллионов гривен.

Суд признал блокирование колес незаконным

22 апреля 2010 г. Окружной административный суд г. Киева частично удовлетворил иск Виталия Кравчинского и Виктора Щербакова к Кабинету Министров Украины о признании противоправным Постановления КМУ № 1342 от 3 декабря 2009 года «Об утверждении правил парковки транспортных средств» и о его отмене. Суд признал противоправным пункт 31 постановления в части абзаца 1, которым предусматривается, что в случае полной или частичной неуплаты сбора за парковку и стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки оператор имеет право препятствовать выезду транспортного средства с площадки путем применения специальных устройств-шлагбаумов или технических средств для препятствования выезду.

Кроме того, суд удовлетворил ходатайство одного из истцов об обеспечении иска и отмене действия вышеуказанной нормы, которое подлежит немедленному исполнению. В определении ОАСК сказано, что оно может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет. В мотивировочной части идет речь о том, что суд соглашается с очевидной противоправностью этого пункта постановления – нарушается право собственности автовладельца путем установления ограничения на использование транспортного средств способом, непредусмотренным действующим законодательством.

Отметим, что 1 апреля Генеральной прокуратурой Украины был внесен протест на пункты 31, 32 упомянутого Постановления КМУ № 1342 (как на такие, которые противоречат Конституции, Гражданскому кодексу, Кодексу об админправонарушениях и ограничивают права граждан) в части возможности блокирования колес транспортных средств. Поскольку протест приостанавливает действие вышеупомянутых норм, то это означает, что такая практика с 1 апреля осуществлялась противозаконно: никто не имеет права противодействовать выезду авто или требовать оплаты стоимости за применение технических средств для препятствования выезду.

Как сообщил представители истцов, 23 апреля они предоставили текст решения КП «Киевтранспарксервис». Кроме того, в этот же день в Киеве состоялась акция по разблокировке автомобилей и раздаче водителям текста судебного решения.

Автор: Наталья Мамченко

Источник: Судебно-юридическая газета

Bookmark and Share
Wassup  30 апреля 2010
Опа, ща как залогинюсь!?

Региться в лом.
Но автор, у тебя столько опечаток, то 3 декабря 2010 года, то ссылка идет на миллионы, то на тысячи - нужно указывать все в одном порядке
Добавить комментарий от Анонима (а представиться слабо?)